Специфика религиозных чувств

Структура религиозного сознания Как и в других формах общественного сознания, в религии следует различать два уровня две сферы: Религиозная психология отличается от идеологии как по своему соотношению с экономическим базисом, с объективными условиями жизни людей, так и по своей структуре, по своим компонентам. В религиозной психологии следует различать несколько составных частей. Она представляет собой совокупность верований, чувств, представлений, взглядов, понятий, которые в значительной мере рождаются стихийно, как непосредственное отражение бессилия людей перед лицом социальных условий их жизни. Широко известно высказывание Энгельса из"Анти-Дюринга" о том, что религия существует как непосредственная, г. Религиозные идеи и представления Значительным своеобразием в сфере массового сознания обладают религиозные идеи и представления. В первую очередь, они носят несистематизированный, хаотический характер.

МНОГООБРАЗИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА

Поиск по рефератам и авторским статьям Психология верующих Особенности религиозной психологии Религия представляет собой весьма сложное образование. Она выступает как совокупность нескольких элементов: Структура религиозного сознания Как и в других формах общественного сознания, в религии следует различать два уровня две сферы: Религиозная психология отличается от идеологии как по своему соотношению с экономическим базисом, с объективными условиями жизни людей, так и по своей структуре, по своим компонентам.

"Страх создал богов", — воскликнул один римский поэт и был по-своему и чувствовать потребность не быть рабом в социальном смысле, страх . Это всегда приводит к развитию сначала полной религиозной.

Но констатация этого факта недостаточна для проникновения в природу религиозных чувств, для выявления их специфики. Ведь чувства играют существенную роль не только в религии, но и в иных формах общественного сознания, например в искусстве, морали. Советская психологическая наука уделила изучению эмоциональных процессов значительное внимание. В ряде работ советских психологов справедливо указывалось на необходимость вычленения в эмоциональных процессах двух аспектов: С точки зрения психологического содержания чувства делятся на положительные радость, любовь и т.

В отличие от познавательных процессов чувства не просто отражают явления и предметы окружающего мира, но выражают определенное отношение человека к этому миру. Чувства относятся к сфере психики человека, но интенсивные чувства могут вызвать существенные изменения целого ряда жизненных, в том числе и физиологических, функций организма. Эти органические изменения, как убедительно показано в работе Л.

Джемс , а, напротив, их следствием

Религиозное чувство

Направленность религиозной личности и ее реализация. Потребности и мотивы поведения религиозной личности. Религиозная потребность принадлежит к числу духовных потребностей личности. Идейной основой религиозной потребности является вера в сверхъестественное. Религия прививает верующим систему ценностных ориентации:

Указанный термин соединял в себе как собственно религиозные, так и . богов, что объясняется чувством страха перед ними97, боязнью оскорбить их .

Религия и страх Вероятно, в основе большинства религий лежит страх перед потусторонними силами. Отчего я охвачен ужасом? В Священном Писании мы читаем: Одна из функций религии — забота о спасении. От чего же мы хотим спастись? От ужаса, от бессилия, от смерти, от темных сил, от хаоса и абсурда. Многие религии представляют Бога защитником. В м псалме мысль эта звучит с патетической выразительностью: Перьями своими осенит тебя, И под крыльями Его будешь безопасен.

Какой наивный и трогательный образ: Религия помогает человеку преодолеть душевные потрясения, тревогу и страх, победить хаос. Псалмы Давида выражают пронзительное ощущение потерянности и принадлежат к лучшим образцам поэтического мастерства: Я пролился, как вода; Сердце мое сделалось, как воск, Растаяло посреди внутренности моей. Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя!

Чистяков Г. Религиозное чувство как психологический феномен

С точки зрения психологического содержания чувства делятся на положительные радость, любовь и т. Так, датский философ и психолог Г. Джемс по этому поводу писал:

Полностью преодолеть страх невозможно, ему подвержены все. . чтобы развить религиозные чувства своих солдат, и уже на этой основе их учил.

Перейти к загрузке файла Религиозный страх Начнем с чувства религиозного страха. Страх можно испытывать по самым различным поводам. Страх мобилизует организм для реализации избегающего поведения, убегания[1]. Если человек испытывает страх в связи с реальной опасностью, которая ему угрожает, то этот страх в какой-то мере оправдан, он играет роль сигнализатора, мобилизует человека. При этом обычно вступают в действие другие чувства, которые должны как-то нейтрализовать чувство страха, вытесняя его.

Религиозный страх - страх перед богом, перед загробной жизнью, страх перед муками в аду и т. Социальный вред религиозного страха состоит в том, что человек направляет свои усилия на решение проблем, которые связаны только с его отношением к иллюзорному существу - богу. В сознании верующего постоянно довлеет мысль: А это означает практически необходимость соблюдать целый ряд предписаний, канонов, заповедей, которые дает религия. Такого рода страх принижает человека, делает его рабом собственных вымыслов.

Чувство страха играет важную роль в приобщении к религии ребенка. Еще малым детям начинают внушать:

Психология верующих - реферат

Оставаясь в границах психологии, мы будем иметь дело не с религиозными учениями и обрядами, а с религиозными чувствами и настроениями. Материалом для нас послужат те субъективные явления, которые наблюдаются только на самых высоких ступенях религиозного развития, и поэтому мы обратимся к религиозной литературе, главным образом к автобиографиям людей, достигших полного самосознания. Несмотря на интерес, какой представляют происхождение и первые ступени развития какого-нибудь явления, необходимо, - для того чтобы оценить его значение и смысл во всей полноте, - возможно внимательнее всмотреться в наиболее законченные и наиболее полно выраженные его формы.

Поэтому самыми важными документами для нас будут свидетельства людей, глубже других ушедших в религиозную жизнь и способных дать себе сознательный отчет в своих идеях и побуждениях. Мы найдем их как среди близких нам по времени религиозных писателей, так и среди древних, которые стали классическими в области религиозной литературы.

Что же подразумевает под собой понятие «религиозный страх» Самый Следующая записьРелигия и нравственные чувства.

Отправлено 05 - Психология религии как наука Психология религии — это наука, изучающая человека как человека религиозного , т. В широком смысле, психология религии охватывает все многообразие духовной жизни верующего человека и сферу духовных ценностей. Также психология религии имеет дело и с социально-психологическими факторами, исследуя психологические аспекты жизни религиозных общин, религиозного культа, обращения к религии, а также социально-психологические функции религии в жизни как общества, так и индивида.

Как отдельная отрасль знания психология религии оформилась сравнительно поздно — на рубеже - вв. Вундт выдвинул оригинальную идею о том, что высшие мыслительные процессы находят свое отражение в таких культурных явлениях, как язык, миф и религия, и могут быть поняты посредством исторических и этнографических методов изучения. Под влиянием воззрений немецкого философа Артура Шопенгауэра Вундт предположил, что основу психики человека составляют эмоции и волевые акты; религия также основана на эмоциях и аффектах, в первую очередь — на чувстве страха и надежды.

Вундт пытался реконструировать отдаленное прошлое религий, рассматривал процесс их эволюции из простейших нерелигиозных явлений. В это же время психология религии активно развивалась и в США. Основателем психологии религии в Америке, да и вообще пионером американской психологии справедливо считается Стенли Холл , преподававший в университете Кларка, поэтому его школа традиционно называется школой университета Кларка.

Другие выдающиеся представители этой школы — Эдвин Старбэк и Джеймс Леуба, они впервые начали исследовать явления религиозной жизни посредством опросов и статистического анализа. Принципиально другой подход представлен признанным классиком психологии религии философом Уильямом Джеймсом —

Психология верующих

Биологические и психологические интерпретации Глава 3. Биологические и психологические интерпретации Биологические концепции ищут основу религии в биологических или биопсихологических процессах человека. С этой точки зрения основу религии составляют: Психологические объяснения выводят религию из индивидуальной или групповой психики.

Мы видим, как страх гонит людей от Бога. Достаточно вспомнить слова В ней он попытался понять суть религиозного чувства и пришел к выводу, что.

Главная Страх мистики и религии Страх мистики и религии Казалось бы страхи мистики и религии — атрибуты невежественного средневековья, чуждые нашим современникам. Стремительное развитие цивилизации, ярко выраженный прогресс в области науки и техники объяснили большинство явлений природы, установили причинно-следственные связи и закономерности многих событий. В тоже время техническая революция выдвинула повышенные требования к каждой личности, принесла существенную информационную перегрузку, внесла значительные коррективы в естественный образ жизни человека.

Фанатичное следование религиозным учениям, почитание оккультизма — благодатная почва для возникновения фобических расстройств. В них все располагает для мнимого избегания личной ответственности за собственную жизнь, ведь всегда есть готовое объяснение: В данной группе присутствуют:

13. Религия и страх

Религиозно-психологический комплекс включает многие элементы: Его содержание воплощает в себе единство, взаимосвязь и взаимное проявление религиозной идеологии и религиозной психологии. Религиозная потребность относится к духовным потребностям человека. Ее основой служит религиозная вера различного рода догматы, тексты, представления, свойства, связи и т. Поэтому религиозную потребность личности можно определить как потребность в отправлении культовых действий, посредством которых осуществляется взаимодействие личности с потусторонним миром.

Космическая религия (эйнштейновская религия) — основа веры Альберта Эйнштейна, человеческих импульса, которые развивают религиозные убеждения: страх, общественная мораль и космическое религиозное чувство .

Религиозные чувства в осмыслении Вильяма Джемса аспирант кафедры религиоведения философского факультета Киевского национального университета им. Современный этап развития общества характеризуется повышением интереса к вопросам значимости религии как составного компонента духовной культуры, в которой вещи мира заново переопределяются в пространстве человека. Эта проблема актуализируется еще потому, что сегодня весь комплекс социально-экономических проблем осложняется все более глубоким культурным кризисом, вызывая духовную деградацию общества, утрату ценностных ориентиров и дальнейшее падение нравов.

В этом контексте очень важно активизировать усилия по повышению духовного уровня человека, формированию устойчивой системы глубоких морально-религиозных ценностей, поскольку именно они составляют основу мотивационной сферы как личности, так и общества в целом. Однако невозможно понять специфику религиозного сознания, не выяснив онтологического основания религиозного чувства, переживаемого и осмысляемого на личностном уровне.

Введения данного феномена в состав личностного смысла открывает новые возможности в исследовании религиозности человека, особенностей ее проявления. Рассмотрению религиозного чувства как особого компонента религии, как сложнейшего и многоаспектного феномена духовной культуры посвящены ряд работ, выполненных как в рамках конфессионального, так и светского подходов Э.

Однако мало исследований, где данный феномен рассматривался бы с точки зрения его сущностных и функциональных характеристик. Поэтому сегодня назрела объективная потребность в реконструкции учения о религиозном чувстве В. Джемс был одним из первых исследователей этих областей. Джемса сверкает своей необычностью и многообразием.

Об оскорблении религиозных чувств верующих. Статья УК РФ